"Адрес для писем тот же".
Спектакль народного театра-студии "Диалог".

Спектакль народного театра-студии Диалог Адрес для писем тот же. Городской Дворец культуры г. Белорецк. 13 февраля 2020.

Мы эти письма будем помнить

С 10 по 13 февраля в рамках школьного абонемента для 6-11 классов на сцене ГДК состоялся спектакль народного театра-студии «Диалог», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вечером 13 февраля постановку «Адрес для писем тот же…» посмотрели все желающие белоречане.

Пьеса Галины Неволиной, по которой режиссёры Александр Кулюшин и Екатерина Кускова поставили спектакль, основана на реальных событиях – истории семьи Паньковых в предвоенные и военные годы. Перед зрителями предстают выпускники школы 1941 года, юные, полные надежд и стремлений. У каждого – свои мечты и цели. Однако если Анна Панькова видит себя актрисой кино и театра, её друзья выбирают профессии, продиктованные сложившейся обстановкой, – Олег собирается в военное училище, Гера идёт работать на завод. Глядя на них, Аня понимает: она тоже может быть полезной Родине, своему народу.

В начале войны Анна остаётся одна: все уходят на фронт. Девушка ждёт весточек от дорогих ей людей. «Хорошие письма» – так почтальон называет солдатские треугольники – рассказывают девушке о том, как живут, воюют её родные и друзья. К сожалению, на адрес Паньковых приходят и похоронки… В 1943 году Анна уходит на фронт, домой ей суждено будет вернуться лишь спустя 50 лет.

В спектакле показаны два временных отрезка – довоенные и военные и девяностые годы, когда Анна Панькова делится своими воспоминаниями с соседской девушкой Жанной, интересующейся письмами с фронта.

Зрители окунаются в былое: они видят как одевались их прабабушки и прадедушки, какую музыку слушали, чем увлекались, о чём думали и мечтали. Молодые люди кажутся такими похожими на нас и одновременно другими.

– Мы хотели показать школьникам их ровесников до войны, – говорит руководитель «Диалога» Екатерина Кускова. – Хотелось, чтобы дети поняли: люди практически не меняются. Меняются привычки, манера говорить, увлечения, но люди остаются такими же. Хотелось рассказать, на что была нацелена та молодёжь, какими помыслами жила. В людях был заложен дух служения своей Родине, и он, на мой взгляд, сыграл немаловажную роль в том, что наши солдаты одержали победу над фашизмом.

Взрослым пьеса более понятна, поскольку они выросли на фильмах о войне, наши дети, к сожалению, их не смотрят. Они сегодня знакомятся с самой противоречивой информацией о том времени, и наша задача – говорить о войне, помнить те страшные события. И важно не опоздать донести до ребят главное.

Школьники были увлечены происходящим на сцене. Пока речь шла о молодёжи довоенного времени, в зале ещё был слышен шепоток: ребята сравнивали себя с героями спектакля. Однако потом в зале стояла звенящая тишина. Возможно, мальчишки и девчонки задавались вопросом, смогли бы они, не раздумывая, отправиться на фронт. Возможно, начинали понимать, что значит потеря близкого человека. Ребята выглядели потрясёнными, многие не сдерживали слёз.

– Спектакль, поставленный во Дворце, важен, – считает учитель истории и обществознания гимназии № 17 Иван Разин. – Он, по сути, даже не о войне – он о любви и взрослении. А что может волновать больше этого, когда тебе тринадцать-пятнадцать лет? Поэтому, глядя на сцену, и притихли неугомонные семиклашки. А ещё этот спектакль заставил задуматься детей над тем, что такое «стыдно». Оказывается, стыдно быть актрисой, когда нужны медсёстры; стыдно оставаться дома, когда нужен на фронте; стыдно быть немкой, когда где-то заживо сжигают евреев…

Что же касается беседы с детьми о войне, то теперь разговаривать будет легче, потому, что они о многом спросят сами. И узнав, что каждый пятый выпускник сорок первого года погиб на войне, ещё раз вспомнят «Адрес для писем тот же…».

Многие дети плакали во время спектакля. Потому что плакать о погибших на фронтах Великой Отечественной не стыдно, стыдно – забыть.

Декорации в процессе спектакля не менялись, однако благодаря интересному сценографическому решению, у зрителей было ощущение, что они видели квартиру, в которой живёт главная героиня, в разные годы – в сороковые и девяностые. Костюмы, реквизит, музыка, свет – всё это делало постановку достоверной и помогало погрузиться в прошлое. Важная деталь – письма. Они читались голосами тех, кто их писал, в это же время на экране демонстрировались фотографии героев пьесы. Это сделало спектакль ещё глубже, целостнее, пронзительней.

И взрослые, и юные зрители были впечатлены увиденным и, вне всяких сомнений, ещё долго будут помнить постановку «Адрес для писем тот же…». И это – главное.

Татьяна КОЖЕВНИКОВА

Видеомонтаж - Евгений Калугин